Моя траектория деятельности

Каждый педагог реализует свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Как добиться максимально эффективной интеграции собственного стиля в условиях современной образовательной среды? Как сделать применение разнообразных педагогических технологий грамотным и логичным? Мой вариант ответа на поставленные вопросы раскрыт ниже на примерах моих методических приемов и обосновании выбора средств обучения. 

Нефтекамский нефтяной колледж сделал ставку на инновационную модель образования. Главным результатом реализации такой образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие, дальнейшее изучение и распространение передового опыта преподавателя.

Для достижения этой цели необходимо применение новых форм, методов, технологий в организации учебного процесса по дисциплинам история и философия. Для достижения желаемого результата, необходимо, чтобы каждый студент стал активным участником учебного процесса, то есть имел потребность и желание изучать учебный материал и применять его к практическим задачам, а это невозможно без мотивации обучения.

Формирование ключевых компетенций возможно лишь на основе реализации деятельностного подхода, который осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Во время урока включение обучающихся в деятельность идет через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности:

  • проблемное обучение;

  • проектное обучение;

  • информационное обучение;

  • игровое обучение;

  • рефлексивно-оценочная саморазвивающаяся технология РОСТ;

  • технология коллективной мыследеятельности. 

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению в результате приводит к творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности студентов. Проблемные ситуации могут быть использованы на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле знаний. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Проектное обучение

Одним из направлений в области развития инновационного образования в Нефтекамском нефтяном колледже стала научно-исследовательская и проектная деятельность студентов. Открытие на базе колледжа экспериментальных площадок способствовало раскрытию и наращиванию научного и творческого потенциала педагогов, студентов.

Участие в деятельности созданного мною клуба «КЛИО»  для студентов является самым первым шагом в исследовательской работе. Именно при выполнении индивидуальных проектов идеально реализуется технология проектного обучения. С каждым годом обучающиеся все больше выбирают нестандартные темы, проявляя умение анализировать имеющиеся факты, делать выводы, проводить самостоятельные исследования.

Метод проектов способствует повышению мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Для студентов работа над научными проектами - это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. В связи с этим на первом уроке изучения происходит постановка проблемного вопроса, для ответа на который студентам не хватает знаний. Далее я предлагаю микрогруппам провести самостоятельное исследование по данной теме

На первом этапе для исследования преподаватель выдвигает гипотезу. В ходе проектной работы студенты должны будут либо подтвердить, либо опровергнуть данную гипотезу.

Студентам предлагаются темы индивидуальных проектов, например:

  1. Известные женщины в истории.

  2. Воспитание спартанцев

  3. Золотой лотос

  4. История создания кино

  5. Танки первой мировой войны

  6. Культура  Древней  Руси

  7. В.И. Ленин

  8. Полководцы Великой Отечественной войны

  9. Русско-японская война

  10. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.

 

На втором этапе необходимо помогать студентам, направлять их на решение поставленной задачи. Но все это нужно делать крайне деликатно - так, чтобы студент не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам.

На третьем этапе преподаватель выступает участником коллективной оценочной деятельности. Проводится анализ достижений и недостатков выполненных проектов.

Информационные технологии

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией. К этой технологии относится элементы дистанционного образования. С помощью таких систем обучаемый выполняет какие-либо действия (изучает теорию, решает задачи, проходит тестирование и т.д.) на своем компьютере, а преподаватель контролирует его действия на своем.

Приложение Plickers

Современное образование трудно представить без тестирования. Тестирование с помощью электронных устройств – быстрый и удобный способ контроля знаний.

Для проведения онлайн-тестирования было выбрано приложение Plickers. Приложение  предоставляет прекрасную возможность сделать процесс тестирования намного современнее, удобнее и эффективнее, значительно облегчив преподавателю работу при составлении тестов и их проверке. Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке.

Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы студентов в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.

Игровые технологии

Одним из способов формирования ключевых компетенций является деловая игра. Деловые игры активно используется во всем мире для обучения не только студентов, но и взрослых. Участие в таких играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстроменяющейся ситуации.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения и воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием. Игра позволяет заинтересовать обучающихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Для того, чтобы разбудить стремление обучающихся к познанию, необходимо заинтересовать, зажечь искру, вызвать желание искать, узнать, освоить и применить полученные знания. Для формирования необходимых компетенций применяю нетрадиционные формы деятельности (ролевые игры, виртуальные путешествия, сценические представления, дебаты и другие). Целью метода является формирование внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

РОСТ - рефлексивно-оценочная саморазвивающаяся технология.

Главная цель РОСТа - создать на основе системно-деятельностного, рефлексивного подхода к организации педагогической диагностики и мониторинга основных элементов учебной деятельности современную педагогическую систему управления (самоуправления) качеством обучения.

Главным системообразующим элементом РОСТа является специальный урок, построенный на принципах самодиагностики, самооценки и самокоррекции.

Уроки проводятся после прохождения крупных тем или разделов. Сколько тем (дидактических блоков) изучается в рамках предметного курса в течение учебного года, столько же итоговых рефлексивных уроков по РОСТу. Таким образом, выстраивается цепочка: тема 1 - урок по РОСТу, тема 2 - урок по РОСТу, тема 3 -урок по РОСТу и т. д. В конце изучения предмета проводится итоговый урок. Эти рефлексивные уроки являются фактически замыкающим, системообразующим звеном в процессе изучения предмета.

Системная   диагностика   и   мониторинг   являются   основой   управления (самоуправления) качеством обучения. Все это позволяет мобилизовать самого обучаемого на активную и заинтересованную деятельность по самоизучению, самооценке, самокоррекции и в процессе рефлексивной деятельности дать ему возможность наблюдать собственный рост и развитие. С другой стороны, и для педагога урок по РОСТу является формой организации рефлексивной деятельности и саморазвития в профессиональном плане. Через цепочку таких уроков преподаватель наблюдает и корректирует развитие не только обучаемого, но и себя самого,   систему   своей   профессиональной   деятельности,   выявляет   свои педагогические проблемы и решает их сам. Через систему РОСТа преподаватель как профессионал  поднимается  до  уровня  построения  собственной  системы саморазвития и самореализации.

Технология коллективной мыследеятельности.

Технология коллективной мыследеятельности -- непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей у обучаемых.

Общие признаки коллективной работы:

наличие у всех ее участников единой общей цели; разделение труда, функций, обязанностей;

сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; наличие действующих органов, организаций, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;

общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности;

объем работы, выполняемой коллективом, который в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его чле­ном в отдельности или частью коллектива; забота всех о каждом и каждого обо всех; равенство объективных условий для каждого.

Заключение.

Представленные технологии обучения создают мотивацию для успешного освоения программы по истории, развивают коммуникативные способности обучающихся, прививают навыки самостоятельной работы, способствуют духовно-нравственному развитию личности, воспитанию культуры чувств обучающихся, формируют образное, оригинальное мышление студентов, создают условия для эстетического воспитания обучающихся. Данные технологии обучения помогают осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.